Психологическая сессия √ 2
К. пришла на сессию с зайчиком.
П – Как вы провели с ним время?
К – Хорошо
П – Было ли что – то в промежутке между нашей встречей, о чем вам хотелось бы сейчас поговорить?
К – Был один момент. Ко мне пришел клиент и вел себя как ребенок, не мог понять, какой пакет документов ему нужен, потом не мог заполнить заявление. И это меня раздражало
П – Как вам кажется, чего ему хотелось в той ситуации от вас?
К – Чтобы я ему помогла, наверное, даже пожалела
П – Правильно я понимаю, что когда вы видите, что человеку нужна помощь и сочувствие, это вызывает раздражение
К – Да, хотя странно, я сама в этом нуждаюсь
П – Такое бывает, когда мы встречаемся с подобным отношением к себе в своей жизни, то внутри нас продолжает жить не только та часть, которая нуждалась в поддержке и заботе, с которой мы познакомились на прошлой сессии, но живет и та часть, которая критикует. Но так же хочу отметить, что у вас есть доступ к поддерживающей и любящей части и на прошлой сессии мы ее так же видели, она как раз была опорой внутреннему ребенку, который символически выражался в зайчике. В каком – то смысле это хорошо, что критикующая часть проявилась накануне нашей встрече. Теперь она проявлена и осознана, а значит к ней есть доступ и вполне возможны трансформации.
Клиентка выдыхает с облегчением
Песочница была вновь воссозданна
П – Предлагаю посмотреть на песочницу и возможно вам захочется в ней что – то сделать
К – Я хочу зайчика поставить ближе к семье
П – Он сейчас так близко к ним. Как ему там?
К – Хорошо, но если честно, то ему хочется на ручки. (берет пластилин и приклеивает фигурку зайчика к семье)
П – Как вам, когда вы видите это?
К – Очень хорошо
П – Что это за ощущения в теле? Какие чувства?
К – Мне сложно описать, я не очень хорошо понимаю свои чувства, тем более тело
П – Это могут быть едва заметные ощущения, например тепла, мурашек или более глубокого дыхания, устойчивости итд. Не обязательно ожидать каких – то сильных ощущений
К – Расслабленность
П – И когда зайчик рядом с семьей, что происходит в песочнице?
К – Меня привлекает вот эта фигурка. Эта же Фемида?!
У нее весы и она все время что – то оценивает, сравнивает. Меня тоже часто сравнивают с другими сотрудниками, и как вы понимаете перевес не в мою пользу.
П – Что за чувство сейчас с вами?
К – Обида. Я не хочу, чтобы меня сравнивали. А еще у нас есть сервисная система «тайный клиент», слышали наверное, так вот, один из них написал, что я постоянно вздыхала, когда его обслуживала, и ему показалось, что я устала от него и мне скучно, а это плохо сказывается на репутации банка, как мне объяснил начальник.
П – А вам скучно с клиентами?
К – Нет, я даже не замечаю, что я так делаю. Точнее иногда замечаю, но просто я уже не раз это слышу в свой адрес.
П – Хотите поисследовать это?
К – Да, очень
П – Вспомните какой – то случай, где проявлялась подобная реакция. Давайте посмотрим, как она запускается и как она развивается
К. сидит на стуле с ровной спиной, не прикасаясь к спинке, ладони соединены и лежат на бедрах.
П – Я нарисую линию, а вы обозначьте точку начала реакции и что там происходит, что идет следом за этим и так далее, то есть мы разложим по маленьким элементам вашу реакцию
К – 1я точка – я стараюсь понять, чего от меня хотят,
2я – сосредотачиваюсь и ухожу в себя,
3я - задерживаю дыхание и замираю,
4я – делаю глубокий вдох и глубокий выдох, это помогает снять напряжение
П – У вас получилось разложить весь процесс на маленькие детали
К – Я вспомнила, я над этой темой работала с психологом, мне давно хотелось разобраться в себе, и я обращалась к психологам. Мы разбирали темы, а когда я ему начала рассказывать о такой проблеме с дыханием, то он сказал, что я отвлекаю его от сути моей проблемы и пытаюсь перевести разговор этой темой
П – Что это было для вас, когда вы это услышали?
К – Меня снова не захотели понять, не поддержали, обесценили то, в чем я нуждаюсь
П – Я вас слышу! И мы идем за вашей потребностью.
К – Это необычно. (Замедляется и облокачивается о спинку стула)
П – Что сейчас происходит? Как реагирует ваше тело? Что за ощущения в нем?
К. долго прислушивается к себе, а потом начинает говорить мягким спокойным голосом без замирания.
К – Мне спокойно
П – Я замечаю, вы облокотились на спинку стула, и ваш голос стал плавным
К – Да, я это даже не заметила. Я так обычно не сижу, я не облокачиваюсь обычно. Мне в верхней части легко стало, обычно она у меня всегда напряженная
П – Побудьте с этим ощущением, не торопитесь, дайте себе столько времени, сколько хочется, и просто замечайте что происходит
К – Вы меня услышали, вы не посчитали, что это ерунда
П – Это важно быть услышанной, это правда. Позвольте поделиться с вами тем, что приходит мне на ум.
К – Да, да
П – Эта правда, важно иметь поддержку, но так бывает, что не всегда рядом бывает человека, который может оказать ее, и тогда мы можем в какой – то мере дать ее себе сами. Вот смотрите, вы опираетесь о спинку стула, и она дает вам опору, ваши ноги стоят на полу и пол дает вам опору, ваши ягодицы опираются о стул и тоже чувствуете опору. То есть, в нужный момент, мы можем взять поддержку извне и ощутить ее в своем теле. Если мы стоим, а не сидим, то можно опереться о стену или положить руку на стол и так же соединиться со своими ощущениями с этой опорой, точнее с тем, что происходит с нами, когда мы опираемся
К – Да, я попробую
П – Мы можем вернуться к той схеме, с которой начали, где вы говорили, что сначала вы пытаетесь понять, что от вас хотят, потом сосредотачиваетесь и уходите в себя итд?
К – Да
П - Вот вы сейчас в контакте со своим ресурсом, попробуйте из него войти в ситуацию, которая запускала ту реакцию, посмотрите, что – то меняется в звеньях цепочки
К – Если раньше я пыталась понять, чего от меня хотят, то сейчас я пытаюсь понять, что я хочу сказать, сделать и тогда я спокойно дышу. Это ново
П – Возьмите эту технику на опору в домашнее задание до следующей сессии, чтобы закрепить опыт
К – Хорошо
Мы видим, как психика и тело взаимосвязанны. Как важно возвращать человеку его реакции и тела и эмоций, чтобы они были им осознаны. И слышать и идти за его процессом, даже если то, что разворачивается кажется не значительным
К. пришла на сессию с зайчиком.
П – Как вы провели с ним время?
К – Хорошо
П – Было ли что – то в промежутке между нашей встречей, о чем вам хотелось бы сейчас поговорить?
К – Был один момент. Ко мне пришел клиент и вел себя как ребенок, не мог понять, какой пакет документов ему нужен, потом не мог заполнить заявление. И это меня раздражало
П – Как вам кажется, чего ему хотелось в той ситуации от вас?
К – Чтобы я ему помогла, наверное, даже пожалела
П – Правильно я понимаю, что когда вы видите, что человеку нужна помощь и сочувствие, это вызывает раздражение
К – Да, хотя странно, я сама в этом нуждаюсь
П – Такое бывает, когда мы встречаемся с подобным отношением к себе в своей жизни, то внутри нас продолжает жить не только та часть, которая нуждалась в поддержке и заботе, с которой мы познакомились на прошлой сессии, но живет и та часть, которая критикует. Но так же хочу отметить, что у вас есть доступ к поддерживающей и любящей части и на прошлой сессии мы ее так же видели, она как раз была опорой внутреннему ребенку, который символически выражался в зайчике. В каком – то смысле это хорошо, что критикующая часть проявилась накануне нашей встрече. Теперь она проявлена и осознана, а значит к ней есть доступ и вполне возможны трансформации.
Клиентка выдыхает с облегчением
Песочница была вновь воссозданна
П – Предлагаю посмотреть на песочницу и возможно вам захочется в ней что – то сделать
К – Я хочу зайчика поставить ближе к семье
П – Он сейчас так близко к ним. Как ему там?
К – Хорошо, но если честно, то ему хочется на ручки. (берет пластилин и приклеивает фигурку зайчика к семье)
П – Как вам, когда вы видите это?
К – Очень хорошо
П – Что это за ощущения в теле? Какие чувства?
К – Мне сложно описать, я не очень хорошо понимаю свои чувства, тем более тело
П – Это могут быть едва заметные ощущения, например тепла, мурашек или более глубокого дыхания, устойчивости итд. Не обязательно ожидать каких – то сильных ощущений
К – Расслабленность
П – И когда зайчик рядом с семьей, что происходит в песочнице?
К – Меня привлекает вот эта фигурка. Эта же Фемида?!
У нее весы и она все время что – то оценивает, сравнивает. Меня тоже часто сравнивают с другими сотрудниками, и как вы понимаете перевес не в мою пользу.
П – Что за чувство сейчас с вами?
К – Обида. Я не хочу, чтобы меня сравнивали. А еще у нас есть сервисная система «тайный клиент», слышали наверное, так вот, один из них написал, что я постоянно вздыхала, когда его обслуживала, и ему показалось, что я устала от него и мне скучно, а это плохо сказывается на репутации банка, как мне объяснил начальник.
П – А вам скучно с клиентами?
К – Нет, я даже не замечаю, что я так делаю. Точнее иногда замечаю, но просто я уже не раз это слышу в свой адрес.
П – Хотите поисследовать это?
К – Да, очень
П – Вспомните какой – то случай, где проявлялась подобная реакция. Давайте посмотрим, как она запускается и как она развивается
К. сидит на стуле с ровной спиной, не прикасаясь к спинке, ладони соединены и лежат на бедрах.
П – Я нарисую линию, а вы обозначьте точку начала реакции и что там происходит, что идет следом за этим и так далее, то есть мы разложим по маленьким элементам вашу реакцию
К – 1я точка – я стараюсь понять, чего от меня хотят,
2я – сосредотачиваюсь и ухожу в себя,
3я - задерживаю дыхание и замираю,
4я – делаю глубокий вдох и глубокий выдох, это помогает снять напряжение
П – У вас получилось разложить весь процесс на маленькие детали
К – Я вспомнила, я над этой темой работала с психологом, мне давно хотелось разобраться в себе, и я обращалась к психологам. Мы разбирали темы, а когда я ему начала рассказывать о такой проблеме с дыханием, то он сказал, что я отвлекаю его от сути моей проблемы и пытаюсь перевести разговор этой темой
П – Что это было для вас, когда вы это услышали?
К – Меня снова не захотели понять, не поддержали, обесценили то, в чем я нуждаюсь
П – Я вас слышу! И мы идем за вашей потребностью.
К – Это необычно. (Замедляется и облокачивается о спинку стула)
П – Что сейчас происходит? Как реагирует ваше тело? Что за ощущения в нем?
К. долго прислушивается к себе, а потом начинает говорить мягким спокойным голосом без замирания.
К – Мне спокойно
П – Я замечаю, вы облокотились на спинку стула, и ваш голос стал плавным
К – Да, я это даже не заметила. Я так обычно не сижу, я не облокачиваюсь обычно. Мне в верхней части легко стало, обычно она у меня всегда напряженная
П – Побудьте с этим ощущением, не торопитесь, дайте себе столько времени, сколько хочется, и просто замечайте что происходит
К – Вы меня услышали, вы не посчитали, что это ерунда
П – Это важно быть услышанной, это правда. Позвольте поделиться с вами тем, что приходит мне на ум.
К – Да, да
П – Эта правда, важно иметь поддержку, но так бывает, что не всегда рядом бывает человека, который может оказать ее, и тогда мы можем в какой – то мере дать ее себе сами. Вот смотрите, вы опираетесь о спинку стула, и она дает вам опору, ваши ноги стоят на полу и пол дает вам опору, ваши ягодицы опираются о стул и тоже чувствуете опору. То есть, в нужный момент, мы можем взять поддержку извне и ощутить ее в своем теле. Если мы стоим, а не сидим, то можно опереться о стену или положить руку на стол и так же соединиться со своими ощущениями с этой опорой, точнее с тем, что происходит с нами, когда мы опираемся
К – Да, я попробую
П – Мы можем вернуться к той схеме, с которой начали, где вы говорили, что сначала вы пытаетесь понять, что от вас хотят, потом сосредотачиваетесь и уходите в себя итд?
К – Да
П - Вот вы сейчас в контакте со своим ресурсом, попробуйте из него войти в ситуацию, которая запускала ту реакцию, посмотрите, что – то меняется в звеньях цепочки
К – Если раньше я пыталась понять, чего от меня хотят, то сейчас я пытаюсь понять, что я хочу сказать, сделать и тогда я спокойно дышу. Это ново
П – Возьмите эту технику на опору в домашнее задание до следующей сессии, чтобы закрепить опыт
К – Хорошо
Мы видим, как психика и тело взаимосвязанны. Как важно возвращать человеку его реакции и тела и эмоций, чтобы они были им осознаны. И слышать и идти за его процессом, даже если то, что разворачивается кажется не значительным